«У художника нет возраста»
Для преподавателей художественных колледжей проведение персональных выставок – особое событие в их творческой биографии. На открытие таких выставок обязательно приходят коллеги и ученики. А это, что вполне естественно, на каждого автора экспозиции, будь то художник-живописец или мастер по декоративно-прикладному искусству, возлагает немалую ответственность.
Под взглядом учеников
Именно такое волнение и такие переживания испытывала на открытии своей выставки под названием «Мои поиски вдохновения» Элла Кабурнеева, преподаватель специальных дисциплин (рисунка, живописи, композиции, цветоведения) в Кузбасском колледже искусств. Хотя, казалось бы, чего волноваться и переживать: Элла Александровна – человек закалённый, опытный в проведении «персоналок», не первую свою выставку устраивает. Вот и в Центральной библиотеке имени Н.В. Гоголя на днях открылась её уже третья по счёту выставка. И даже без этой, «гоголевской», на которой представлены 34 пейзажа, натюрморта, портрета, выполненных маслом и акварелью, число персональных экспозиций Эллы Кабурнеевой в два раза больше.
«За время работы в колледже Эллой Александровной подготовлено несколько выпусков студентов. Это потребовало большого напряжения профессиональных сил. Несмотря на интенсивность обучающего процесса, её творческая жизнь протекает весьма успешно: участие во многих совместных выставках, организация персональных, – отметила на открытии куратор выставки, искусствовед Галина Иванова. – Особенность этой, ретроспективной экспозиции в том, что она дерзнула впервые выставить акварельные листы, хотя экспериментирует с акварельными красками давно».
И этюды, и полотна
Своеобразие и звонкую чистоту акварелей Эллы Кабурнеевой («Берёзы у воды», «Перед грозой», «Чайки. После шторма. Крым», «Болгария. Камни под водой», «Солнечный дом», «Горный ручей») отметили и другие выступающие – руководитель творческого объединения мастеров «Кузнецкая слобода» Анатолий Думлер, художник Игорь Бессонов, искусствовед Людмила Силкина.
Кроме того, куратор выставки подчеркнула и такой факт: её «подопечная» в поисках вдохновения старается как можно больше бывать на пленэре, а затем ощущения от увиденного на природе, самые яркие впечатления отражать в своих работах. Домой привозит этюды, с которых потом пишет картины. Но случается, что на пленэр она вывозит и большие полотна, чтобы на месте запечатлеть поразившие воображение пейзажи. И по приезде в Новокузнецк, в мастерской рука художницы почти не касается этих произведений, настолько они удались, настолько в них нет ничего лишнего, постороннего – мазка либо штриха. «Элле Александровне с её темпераментом, её душевным размахом, эмоциональным накалом и импрессионистическим восприятием мира непременно нужны большие пространства!» – утверждает Галина Степановна Иванова.
Разбудить ностальгию
Именно такая широта, такие неподвластные простому глазу обывателя дали, отобразить которые может только широкая творческая натура, наглядно продемонстрированы в цикле живописных полотен Кабурнеевой, привезённых ею после пленэров в Горном Алтае («Курящие великаны», «По Чуйскому тракту. Северочуйский хребет, гора Куркурек», «Марсовые пейзажи», «Рассвет над Катунью», «Вид на снежные вершины с перевала Улаган»). При взгляде на эти красочные, не лишённые романтического настроения и горного величия пейзажи новокузнецкой путешественницы, которая в поисках вдохновения бывает в этом живописном краю пять лет подряд, у зрителей, особенно тех, кто бывал в Горном Алтае, пробуждается настоящая ностальгия по путешествиям, по загадочным и таинственным нагорьям.
Куда бы она ни ехала, в каких бы странствиях по стране или за рубеж (Китай и Турция) ни была, всюду берёт с собой кисти и краски. «Не могу просто так лежать на пляже, отдыхать. Писать можно в любом месте, всё зависит от внутреннего настроя. Надо заниматься тем, от чего ты получаешь удовольствие!» – подчёркивает художница. Заметила, что радость от пленэров получают и её ученики. Особенно от многодневных. Ещё бы! Ребята вдали от строгого родительского присмотра – полная творческая свобода! Однажды ездили группой даже в Болгарию, а после поездки устроили, опять-таки в Гоголевке, в салоне «Художник» выставку своих работ.
Роскошь дачных плодов
От её пейзажей и натюрмортов с цветами («Мальвы», «Турецкая гвоздика», «Танец с чашкой чая») веет и летней жарой, и садовыми ароматами. То вдруг начинаешь ощущать под ногами скрип крепко подмороженного снежка, слышать звонкую весеннюю капель, а то и золотисто-красное осеннее марево окутывает тебя с ног до головы («Начало весны», «Вечерняя мелодия Томи», «Осенний пейзаж в Абашево», «Зимний день за городом», «Большая вода», «Темир-Тау. Воронка» и другие).
Есть на выставке сюжетные произведения. Вот облокотившись на подоконник со стоящими на нём комнатными цветами, в окно смотрит мальчик. Перед его взором распахнулся большой, уходящий за горизонт мир, пусть пока ещё и в пределах города («А из нашего окна площадь новая видна»). Или сидящие на скамейке перед спуском в забой три шахтёра, в одном из которых Элла Кабурнеева изобразила собственного мужа-горняка (срочно, буквально за неделю надо было написать ко Дню шахтёра картину на выставку). Так появилась работа «Где же ты, моя вахтовка?».
В ряду пейзажей и натюрмортов – портреты. «Они у меня лучше всего получались!» – признаётся художница. Обращает на себя внимание изображение дачницы. Настоящая мадам Брошкина: полноватая (хорошего человека должно быть много), в броском ярко-красном платье, с бусами и с накинутой на плечи атласной золотистой шалью, в кокетливой шляпке, она сидит на скамейке и перед ней на земле – корзинка с пышными цветами, а в руке – крупное бордовое с жёлтым яблоко, такое же наливное, как и она сама, в расцвете лет и сил. Но особый шарм этому образу городской дачницы придают… босые ноги. Конечно же, работать на огороде, соприкасаться голыми ступнями с матушкой-землёй и набираться от неё сил и даже трудового вдохновения лучше всего босой.
«Они такие разные!»
«Наша работа увлекательна, она – словно путешествие в некий волшебный мир, где так много тайн и загадок! Дети – особый народ, любознательный, порой наивный в своём творчестве, несомненно, талантливый, способный на нестандартные подходы в решении сложных творческих задач. И работать с ними на самом деле очень интересно», – признавался один преподаватель художественной школы. Этому признанию созвучны и мысли новокузнецкого преподавателя Эллы Кабурнеевой. Ребята, которым она передаёт свои знания, отличаются друг от друга по темпераменту, складу ума, силе чувств, они весёлые и не очень, ярко одарённые и со средними способностями, внимательные и те, кому чрезвычайно сложно сосредоточиться, но за несколько лет со многими из них сложились добрые, дружеские взаимоотношения.
«Мне совсем не хочется назойливо наставлять учеников, навязывать те или иные знания, напротив, я стараюсь направить их в нужное русло, учесть их устремления, склонности и желания, – признаётся Элла Александровна. – И, конечно же, передать им всё то, что я умею, что знаю. Иногда я им напоминаю о том, что талант, если он есть, всегда призовёт к себе. Не важно, чем вы будете заниматься после окончания колледжа, но однажды внутри вас возникнет такая тоска! Она начнёт расти, заполнять собой всю вашу сущность, все ваши мысли. И вы всё равно возьмёте в руки кисточку и начнёте писать».
Талант за собой позовёт
По словам Эллы Александровны, она отлично знает подобное состояние – испытала на себе. И даёт подобные наставления своим ученикам она не зря. Порой выпускники колледжа, причём весьма талантливые и одарённые, по тем или иным причинам не идут, как говорят здесь, в художники, а неожиданно для преподавателей становятся парикмахерами, маникюршами, вагоновожатыми трамвая. Элла Кабурнеева, видя подобное, встречая своих выпускников в другой профессиональной сфере, откровенно расстраивается. И тем не менее верит, что талант и призвание художника рано или поздно позовут за собой тех, кто однажды решил изменить своей творческой сути, свернул с художественного пути. Себе и своему таланту изменить нельзя!
А ещё автор выставки «В поиске вдохновения» утверждает, что у художника-преподавателя нет возраста. Когда она набирает курс пятнадцати-шестнадцатилетних ребят, то невольно, по её словам, уходит с ними на одну волну, видит мир их глазами, вместе с ними растёт и совершенствуется в своём профессионализме. Разъезжает с выставками по разным городам всего региона. Каждый год бывает на семинарах художников Сибири и Якутии. И все полученные там знания находят выход в её преподавательской деятельности.
Особая радость, когда работы её учеников занимают призовые места на конкурсах. «Победа одна, а радости хватает на всех. Конечно, не всегда всё бывает так безоблачно, порой присутствует и усталость, и лень, и юношеские романтические мечты одолевают, мешают сосредоточиться на работе. Случается, что кто-то забывает извиниться или поблагодарить. Но каждый раз хочется верить, что в завершении обучения ребята успешно преодолеют все трудности! И потому работа наша очень благодарна», – с такими размышлениями коллег-преподавателей солидарна и Элла Кабурнеева, не устающая вести поиски вдохновения для выражения своих творческих помыслов.