Рубеж 2022–2023 годов, согласно календарю отдела краеведения городской библиотеки имени Н.В. Гоголя в этом плане не стал исключением.

45 лет назад, 29 декабря 1977 года, Госкомиссия подписала акт о приёме в эксплуатацию первой очереди Новокузнецкого мелькомбината, основным объектом которого является элеватор ёмкостью 43 тысячи тонн зерна.

90 лет назад, 30 декабря 1932 года, в строй действующих вступил рельсобалочный цех КМК – смена инженера А.И. Мурзова и мастера В.А. Кудрявина прокатала первые сибирские рельсы. Таким образом, на КМК за один год был завершён полный металлургический цикл.

Сегодня мало кто вспоминает о драматических обстоятельствах, сопровождавших это важнейшее событие. Рассказ о них есть в воспоминаниях начальника строительства и первого директора КМК С.М. Франкфурта: «Поздно вечером 30 декабря, измученные, усталые прокатчики пошли домой отдыхать. Поздней ночью, часа в 2–3, раздалась пожарная тревога. Загорелись временные деревянные конторы и мастерские монтажников, расположенные рядом с моторным помещением рельсобалочного. Они вспыхнули и моментально превратились в огромный костёр. Сильный ветер перебрасывал искры и куски горящего дерева. Огонь перекинулся в моторное помещение рельсобалочного. Крыша на этом здании деревянная. А в моторном помещении стояло дорогое импортное электрооборудование, которое боялось не только огня, но и воды. Надо было во что бы то ни стало уберечь это многомиллионное богатство. Несмотря на глубокую ночь, рабочие, инженеры, техники бросились спасать моторное помещение. Оборудование покрыли мокрыми брезентами. Тушить водой было нельзя, чтобы не испортить электрооборудование. Наверху люди, забравшиеся на крышу высокого здания моторного помещения, чуть ли не собственными телами преграждали путь огню. До самого утра длилась борьба c пожаром. Крышу немного повредило, но всё здание со сложным оборудованием и электроаппаратурой было спасено. Строители проката прошли последнее горячее испытание – испытание огнём».

90 лет назад, 30 декабря 1932 года, введена в строй железнодорожная линия Новокузнецк – Кандалеп – Мундыбаш.

50 лет назад, 30 декабря 1972 года, открыта «Монументальная композиция, посвящённая 50-летию создания СССР» у Дома быта. Автор: архитектор А.И. Выпов. Работы по возведению памятника начались 1 сентября 1972 года. Именно тогда бригада Александра Архипова из управления Фундаментстрой домостроительного комбината закончила забивку свай под фундамент обелиска. Монумент посвящён 50-летию Советского Союза, который был образован 30 декабря 1922 года и просуществовал по декабрь 1991 года.

65 лет назад, 31 декабря 1957 года, первые запсибовские новосёлы въехали в новые дома. Группа запсибовцев, комсомольцев-горьковчан праздновала новоселье в двухэтажном капитальном доме.

45 лет назад, 6 января 1978 года, открыто движение троллейбуса по маршруту «Проспект Октябрьский – Вокзал» протяжённостью около 8 километров. Этот день считается днём рождения троллейбуса в Новокузнецке.

Проектирование троллейбусного движения в городе было начато ещё в мае 1968 года Сибирским отделением института «ПромтрансНИИпроект». В ходе строительства первой троллейбусной линии было установлено 363 железобетонные и металлические опоры и протянуто более 19 километров контактного провода.

24 декабря 1977 года по проспектам Октябрьский и Бардина были пущены два первых пробных троллейбуса.

Сегодня в Новокузнецке действует семь троллейбусных маршрутов, общая протяжённость которых составляет более 70-ти километров. На некоторых из них задействованы троллейбусы с повышенным запасом автономного хода, что позволяет им охватывать территорию, не оборудованную контактными проводами. За месяц около семидесяти городских троллейбусов перевозят более миллиона пассажиров.

В настоящее время троллейбусная сеть охватывает левобережную часть города и Заводской район. Планируется пуск троллейбуса в Новоильинском районе.

80 лет назад, 7 января 1943 года, основан Новокузнецкий алюминиевый завод. В этот день в корпусе №2 электролизного цеха №1 был вылит первый ковш алюминия.

Строительство завода было запланировано ещё до войны, когда XVIII съезд ВКП(б) постановил «ввести в действие Уральский алюминиевый комбинат, алюминиевые заводы в Кандалакше и Кузбассе». Великая Отечественная война заставила форсировать строительство алюминиевого завода в Сталинске. Первым его директором стал Л.А. Бугарев.

Строили завод в тяжелейших условиях, буквально под открытым небом, невзирая на сильный мороз. И построили в рекордные по меркам мирного времени сроки.

В послевоенные годы при директоре А.А. Володине НКАЗ добился самого высокого срока службы электролизеров и наименьшего расхода электроэнергии. Завод вышел в десятку мировых крупнейших предприятий по производству алюминия. В 1966 году завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 1993 году государственное предприятие НКАЗ было преобразовано в акционерное общество открытого типа «Новокузнецкий алюминиевый завод», а с 2001 года ОАО «НКАЗ» входит в состав Компании РУСАЛ.

60 лет назад, 7 января 1963 года, сдано в эксплуатацию новое здание Новокузнецкого драматического театра на Театральной площади. Создатели: архитекторы А.И. Зайцев, С.П. Чалая, инженер А.В. Ефимова.

Впереди было ещё несколько месяцев отделочных работ, переделка кровли, установка оборудования, работы по радиофикации здания. 14 января, как писал «Кузнецкий рабочий», на строительстве театра прошло оперативное совещание, на котором было принято решение завершить все строительно-монтажные работы в первом квартале, после чего передать помещения отделочникам для окончательной подготовки здания к сдаче в эксплуатацию.

В новое здание драмтеатр переедет уже в театральное межсезонье – 10 августа 1963 года.

60 лет назад, 8 января 1963 года, сдан в эксплуатацию «дозовский» мост через Томь, соединивший Запсиб с центром. Это самый длинный мост в городе – его протяжённость составляет 486 метров. Также он является и самым широким в Новокузнецке – больше 25 метров. Детали этого моста, как и Байдаевского, также делались на «Кузнецких металлоконструкциях».

На строительстве этого моста впервые была использована «многопролётная неразрезная система с предварительным напряжением металла в зоне растяжения над опорами». У металла, из которого варили мост, и бетона, который укладывался сверху для обеспечения высокого качества проезжей части, разные степени сжатия (растяжения). Мост был спроектирован таким образом, что в любой точке системы напряжение одинаковое при любых условиях. Авторы (Юрий Сергеевич Богуш и Анатолий Андреевич Кобенко) удостоились золотой медали Выставки достижения народного хозяйства.

105 лет назад, 10 января 1918 года, родился Черновский Семён Александрович (1918–1983), Герой Советского Союза. Родился в Новосибирской области. Работал на КМК. Окончил Новокузнецкий аэроклуб, в марте 1940 года – Новосибирскую школу пилотов. На фронте с 1942 года. Воевал на западном, 1-м и 4-м Украинских фронтах в составе 22-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка 1-й воздушной армии.

К апрелю 1945 года гвардии капитан Черновский совершил 183 боевых вылета на бомбардировку войск и укреплений противника в ближнем тылу и на переднем крае обороны. Эскадрилья в период его командования совершила 318 боевых вылетов. Звание Героя присвоено 29 июня 1945 года. Помимо этого был награждён орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского и Красной Звезды, несколькими медалями.

После войны продолжал службу в ВВС, в лёгко-моторной авиации, затем работал начальником Красноярского и Барнаульского аэроклубов. В 1957 году вышел в запас.

70 лет назад, 10 января 1953 года, родился Липовой Сергей Алексеевич, художественный руководитель и дирижер Новокузнецкого камерного хора, заслуженный деятель искусств РФ. Является лауреатом российских и международных конкурсов.

Александр ШПРИНГЕР

Вернуться назад