Кузнецк конца ХIХ начала ХХ века. Вид панорамы города с Крепостной горы

Так случилось и с Сергеем Ермаковым, артистом Новокузнецкого драмтеатра, известным автором книги «Про Рок в Родном Отечестве» о рок-группах и музыкальной жизни в нашем городе в 60–70-х годах прошлого столетия.

Архивы нам помогут!

Сергей однажды слушал лекцию по истории города, и его пытливый ум зацепился за один приведённый в ней эпизод из театральной жизни в дореволюционном Кузнецке. Из этого постепенно родился проект «Театральная жизнь Кузнецка конца ХIХ начала ХХ века», автором которого стал Сергей Ермаков.

На конкурс фонда Президентских грантов культурных инициатив он выдвинул его совместно с Новокузнецкой Драмой. Из проекта-победителя родится фотовыставка, которая пройдёт весной следующего года в фойе драмтеатра, а также – очередная книга энергичного, неутомимого в поисках, любознательного Ермакова, материал для которой он собирал в архиве Новокузнецкого краеведческого музея, архивном фонде города и госархиве Томской области. Перелопатить пришлось огромное количество архивных документов, чтобы добыть из них ценные крупицы театральной фактографии, сведений о театральной жизни Кузнецка, который, судя по развитой культурной деятельности в те времена, нельзя было назвать провинциальным городом.

Из сведений, которые Сергей Ермаков раздобыл в архивных анналах истории, вскоре должно вырасти полноценное литературное произведение. И привести из этого пока ещё не оформленного материала мы можем лишь некоторые эпизоды. Тем не менее и по этим, где-то порой скудным сведениям, можно судить о том, что Кузнецк конца ХIХ начала ХХ века был городом большой культуры.

Автор будущей книги, к примеру, опираясь на архивные документы, выяснил, что ещё в середине ХIХ века в Кузнецком уездном училище появились первые театральные постановки, в которых участвовали педагоги и учащиеся под руководством штатного смотрителя училища Николая Ивановича Ананьина. Позже большое влияние на общественную жизнь города, повседневную культуру быта Кузнецка оказали обосновавшиеся в 1860–1880 годах ссыльные поляки. Они организовали так называемый домашний театр, в котором ставили различные сцены из разных пьес.

Эта сценическая деятельность вызвала немалый интерес у жителей города. Многие настолько увлеклись театральными постановками, что и в 1886 году при городском Общественном собрании решено было образовать кружок любителей драматического искусства. Туда вошли представители кузнецкой интеллигенции, учителя училища, чиновники и их жёны, активно участвовавшие в постановках. Играли спектакли в помещении Общественного собрания, на втором этаже просторного каменного дома купца Шукшина, который располагался на Базарной площади (ныне это Советская площадь).

На сцене в доме Шукшина

Разрешение на проведение спектаклей выдавал томский губернатор совместно с окружным исправником Кузнецка. В доме купца Шукшина были устроены сцена и зрительный зал, вмещавший около ста человек. «На театральных постановках собиралась вся кузнецкая элита, все, кто хотел прикоснуться к великому театрально-драматическому искусству. Ставили спектакли по пьесам Островского, произведениям Гоголя, Пушкина и других писателей и драматургов, – отмечает Сергей Ермаков. – К сожалению, до сегодняшних дней купеческий дом не сохранился, здание постепенно пришло в упадок, в 1970-х годах оно было снесено».

В постановках того времени активное участие принимал и наш знаменитый земляк Валентин Булгаков, последний секретарь Льва Николаевича Толстого. Уроженец Кузнецка, Валентин Фёдорович учился в Томской гимназии и по приезде домой на каникулах организовал домашний театр, в котором сам же и участвовал. Кроме того, Валентин принимал участие в постановке по пьесе Александра Островского «Доходное место» (1903 год) в Общественном собрании. «О том событии остались газетные публикации, фотографии из личного архива самого Валентина Фёдоровича, на которых он предстал в роли Жадова, – рассказывает Сергей Ермаков. – О домашнем театре Булгаковых писал и младший брат Валентина Фёдоровича Вениамин, который также принимал участие в кружке любителей театрального искусства. Его воспоминания «Театр на сеновале» – уникальный документ о театральной жизни того времени».

Культурное благо актёров

Постановки и показ пьес у кузнецких театралов носили благотворительный характер. Небольшая часть выручки шла на погашение аренды помещений и реквизит. Однако львиная доля  направлялась на благотворительные цели. Так, именно по инициативе участников кружка любителей театрального искусства в Кузнецке началась стройка Народного дома, и они же внесли первые денежные средства. Деньги, заработанные актёрами, способствовали и организации высших женских курсов, а также шли на обустройство общественной библиотеки. И в 1906 году Народный дом имени Пушкина наконец-то благодаря общим усилиям и денежным влияниям благотворителей был построен. Он представлял собой деревянное здание с оборудованной сценой, зрительным залом на 300 мест, отдельными помещениями для декораций и бутафорских принадлежностей, гримёрками, фойе, а также помещением для чайной. Сцена прекрасно освещалась, для чего служили 12 керосиновых ламп для рампы – по две лампы в боковых софитах и четыре подвешивались сверху. Отныне не только в здании Общественного собрания, но и в Народном доме можно было ставить театральные постановки, проводить показы спектаклей, другие культурные мероприятия.

В 1907 году кружок любителей драматического искусства перерос в общество. В него вошла вся интеллигенция города. Для дальнейшей деятельности любителей-театралов была избрана редакционная комиссия, составлен устав, который после некоторых канцелярских проволочек в 1908 году был утверждён начальником губернии. Однако деньги от спектаклей, несмотря на новый статус, по-прежнему шли на благотворительность.

В условиях разрухи

Иная жизнь Народного дома началась с приходом советской власти. Постановки в нём стали проходить чаще, хотя и пришлось пережить неспокойное время, связанное с установлением новой власти. «Первый спектакль для горожан был поставлен 27 декабря, сразу же после бурных декабрьских событий 1919 года, «Походным театром» 312-го полка Красной Армии. Вход был бесплатным», – отмечает автор проекта. А в 1920 году в Кузнецке появляется профессиональный режиссёр – артист походных театров Иван Дмитриевич Яров, который в будущем станет заслуженным артистом Украинской ССР. А тогда, в Кузнецке, он, начиная свою режиссёрскую деятельность, собирает будущий костяк театрального коллектива из тех, кто готов был в эти трудные голодные годы разрухи, в холоде (Народный дом почти не отапливался) жертвовать многим для создания творческой среды и возрождения культуры в городе. Через год выступать уже начали при электрическом свете благодаря винному заводу, от динамо-машины которого в Народный дом было проведено электричество.

По словам автора будущей книги, одним из самых заметных деятелей театрального движения в нашем регионе в начале прошлого века был Константин Александрович Воронин. В Кузнецк он приехал в 1918 году. Родом был из творческой театральной семьи, в которой отец занимался постановками пьес. И сам Константин, будучи ещё молодым человеком, в 1912 году в Москве посещал театральные курсы Адашева. «Это была та база, которая позволила ему не только стать заметным участником кузнецкой театральной жизни, но и после отъезда Ярова осенью 1921-го возглавить театральный коллектив, стараясь ставить в это время пьесы Островского», – отмечает в своих записях Сергей Ермаков.

«Одеть в цилиндры, сюртуки и фраки!»

И не только: актёры под руководством Воронина берутся поставить и сложную классическую пьесу – «Ревизор» Гоголя, в которой задействуют 35(!) человек. Сложность постановки, помимо самой драматургии, была в том, что обеспечить надо было всех занятых в ней актёров реквизитом, соответствующим духу эпохи, началу ХIХ века. Однако, несмотря на тяжёлое время, а дело было в 1923 году, в Кузнецке нашлись и цилиндры, и сюртуки, и фраки. Так что театральная труппа была полностью и с блеском экипирована. А сыгранный на сцене Народного дома спектакль по гоголевской пьесе стал знаковым культурным событием не только в жизни театральной труппы, но и всего Кузнецка.

И в дальнейшие годы, при других режиссёрах и актёрах, вплоть до появления в 1932–1933-х годах в городе профессионального Сталинского (Новокузнецкого) драмтеатра игра самодеятельных актёров была не просто любительством, это был профессиональный подход на любительской основе, уровень игры некоторых актёров был достоин самых высших оценок. «А Народный дом выполнил роль популярного в городе драматического театра, – подчёркивает Сергей Ермаков. – И этот потенциал, который заложили кузнецкие театральные деятели, стал определённым фундаментом для дальнейшего развития в нашем городе театрального искусства».

Татьяна ШИПИЛОВА

Вернуться назад