Сказочник русского леса

Темам русского леса, русской деревни, а в общем и целом чувству любви к России посвящён новый музыкальный спектакль Николя Челоро «Сказки русского леса», с которым он выступил перед горожанами со сцены Дворца культуры «Алюминщик».

Приехав на день раньше назначенной встречи со зрителями, Николя Челоро прежде всего провёл мастер-класс преподавателям и ученикам новокузнецкой Детской школы искусств №55. Следует отметить, что гастроли музыканта проходят в городах России, от Владивостока и до Калининграда, при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, а также автономной некоммерческой организации «Катариос» самого Николя Челоро. Он же – главный герой мультимедийных «Сказок русского леса», сказочник и волшебник, чьи пальцы, словно птицы, взлетают над чёрно-белыми клавишами инструмента, создавая от форте до пиано мелодии в их филигранном и виртуозном исполнении. Сам Николя Челоро – человек с мягкой обворожительной улыбкой, добродушный, где-то даже стеснительный и потому немного неуклюжий, впрочем, как многие сказочники. Следует отдать должное и новокузнечанину Николаю Митяеву, настоящему подвижнику, организатору и энтузиасту концертного дела, который привозит в наш город как молодых, пока ещё неизвестных новокузнецкой публике исполнителей, так и признанных мастеров мирового искусства. Более того, Митяев устраивает со знаменитостями как певческого, так и инструментально-исполнительского искусства встречи с одарёнными детьми, проведение для них мастер-классов.

Не исключением стал и маэстро Николя Челоро. Во время своих поездок в рамках фонда Президентских культурных инициатив он выступает как с концертами, так и с мастер-классами, на которых делится секретами виртуозного исполнительства, рождением своих мелодий. Рассказывает о произведениях, о чувствах, которые они рождают, а также о том, как можно понимать музыку, об авторах произведений. Приводит он и эпизоды из истории своего становления в творчестве.

«Музыка – язык чувств»

Поскольку много времени музыкант проводит в России, то и русский язык он пытается выучить, чтобы легко и в полном объёме общаться со слушателями во время своих лекций о музыке и композиторах. Но пока освоение языка идёт непросто, говорит он с акцентом, явно стараясь подобрать необходимые слова. «Мой словарный запас пока маленький», – признаётся Николя. Тем не менее его истории в сопровождении музыкальных цитат из произведений Шопена, Баха, Бетховена, Моцарта всем понятны. «Музыка – язык не только интеллектуальный, но и чувственный. На клавишах можно изобразить грусть, страсть, радость, молитву, подобную той, что произносим в храме, чтобы выразить ею нечто душевное, глубокое, – говорил маэстро, сидя за фортепиано в ДШИ №55. – Даже шесть сыгранных вместе мелодий не будут хаосом, они будут музыкальным произведением (играет Баха). А вот эта, такая красивая, такая декоративная мелодия – тоже, пусть и небольшое, но тоже музыкальное сочинение (играет Моцарта). Вот музыка с мистическим выражением (играет Шопена). Или «Лунная соната» Бетховена. Она романтична, она как импрессионизм! А импрессионизм, как известно, родился во Франции».

Следующим вечером на концерте в ДК «Алюминщик» Николя Челоро заметит: «Я обычно живу в Париже. Он красивый. Но и ваша Сибирь тоже очень красива, она вдохновляет. Хотя и на совсем другую музыку. Вот всё это для меня (обводит рукой вокруг инструмента) музыкальная икона. Для меня это каждый раз загадка, это чудо! Как рождается музыка?.. Словно с небес к людям спустилась красота и спросила: «Вы почему обо мне забыли? А я здесь, я – в музыке!» И пианист сыграл очередную, сочинённую им мелодию.

Рукоплескали 20 стран мира

Играет он с такой экспрессией, так самозабвенно, что начинаешь понимать, что это человек большой, горячей, по-настоящему южной энергетики. И действительно французский пианист и композитор имеет неаполитанские и андалузские корни. С первых шагов в музыке его путь отмечен успехом. В 14 лет Николя получает золотую медаль в консерватории Версаля, в 16 – первую премию на конкурсе Радио Франс «Царство музыки», в 18 лет – премию высшей музыкальной консерватории Парижа в классе знаменитого итало-французского пианиста Альдо Чикколини. «В юности Николя Челоро учился у Пьера Бербизе, позднее в течение четырёх лет его преподавателем был великий венгерский виртуоз Дьёрдь Цифра», – такой акцент на преподавательском составе музыканта, а значит, и роли учителя в жизни своего ученика был сделан в ДШИ №55 в самом начале мастер-класса музыканта.

Между прочим, учитель Дьёрдь Цифра так отзывался о своём ученике Николя Челоро: «Он – виртуоз, поистине удивительный музыкант, сочетающий в равной мере утончённость и глубину». Не удивительно, что ученик мастера вскоре приобрёл международную известность, технически и артистически встав в один ряд с лучшими пианистами современности и выступая на сценах 20 стран мира. Но особое предпочтение музыкант отдаёт нашей стране. «Мне очень нравится в России. За то время, пока я нахожусь здесь, я написал некоторые произведения, я даже для них пока ещё названия не выбрал, – признаётся Николя Челоро. – Я очень тронут теплотой и заботой, которой меня окружают в каждом городе и посёлке, куда я приезжаю. Мне будет приятно осознавать, что в небольшом уголке такой большой страны, как Россия останется память о моём творчестве и появятся новые поклонники».

Приобщить к классике!

Благодаря проектам у Челоро появилась возможность выступать вживую, и он побывал во многих российских городах и поселениях. По словам хотя и избалованного славой, но совершенно не пафосного, простого и душевного в общении музыканта, эти концерты-лекции для него – хороший опыт. Николя считает, что классическая музыка должна звучать даже в небольших залах, куда его приглашают выступать. На городских торжествах он непременно играет собственные сочинения, которые на его взгляд более подходят к атмосфере народного праздника, звучат просто, красиво, легко. И вообще, говорит он, слушать классику нужно как можно чаще. И поэтому для него игра даже в таком непривычном формате интересна. Маэстро признаётся, что даже в таких довольно простых, непритязательных условиях всё происходящее для него хорошо и что делает он это с удовольствием, более того, и дальше готов участвовать в проектах, которые помогают людям приобщиться к классической музыке.

Слушатели Николя Челоро подметили одну особенность маэстро. Перед тем как выступить музыкант всегда делится тем, что у него на душе. И потому после игры виртуоза чёрно-белых клавиш (так называют его порой) многие признаются, что чувствуют «невероятную доброту, восторг, торжество, что их наполняет некое умиротворение, тёплое, спокойное, красивое и душевное, как и сам композитор».

Николя Челоро настолько прижился в России, что застигнувшая его пандемия коронавируса заставила пережить её именно в нашей стране. И хотя выступать открыто, в больших залах было нельзя, он не растерялся и стал общаться со своими слушателями в онлайн-формате. Именно в виртуальном пространстве в одном из российских городов он принял участие в мероприятии, посвящённом творчеству итальянского сценариста, поэта и художника Тонино Гуэрра, который считал, что любую болезнь можно победить неравнодушием. «И творчеством!» – добавляет музыкант с неаполитанскими и андалузскими корнями.

На крыльях мелодии

Репертуар Николя Челоро необычайно широк: это шедевры фортепианной музыки от Баха, Моцарта, Бетховена до Дебюсси, Рахманинова, Прокофьева, Альбенина. Впрочем, сам он отдаёт предпочтение эпохе романтизма. Публика также высоко ценит собственные произведения Николя Челоро. Критики отмечают, что они волнуют современного слушателя своей глубиной, силой эмоций, восхищением жизнью, поэтичностью и лиризмом. Впечатлил новокузнецких зрителей и мультимедийный спектакль «Сказки русского леса», который прошёл на сцене ДК «Алюминщик».

Сидя в тёмном зале, легко было совместить в своей душе звуки фортепиано с картинами, возникающими на белом полотне экрана: синью небес, которые держат на себе вершины деревьев, корабельными стволами сосен, земляничными полянами и берущей с цветка нектар пчелы. Со звездопадом и огромной, плывущей по сине-чёрному небу луной. Покрытыми снежной шапкой крышами таёжных поселений, с символически летящей над миром белой птицей зимы… Одни неожиданно открыли для себя новые чувства: стоило закрыть глаза, и музыка, которую они слышали переносила их в какое-то другое пространство, где «всё наполнено красотой и добротой, где на душе легко и свободно». Другие «при таком феноменальном звуке, где пиано такое бережное-бережное, в исполнении этого пианиста высокого класса хотели бы услышать ещё и произведения других композиторов». Но все едины в одном – в этот вечер в зале и в душах торжествовала Её величество Музыка.

 

Татьяна ШИПИЛОВА

Вернуться назад