Категория: Новокузнецк
Эхо Тельбеса

Осенью 2020 года команда Кемеровского регионального отделения Русского географического общества (РГО) (Сергей Ерофеев и Денис Садовничий) в очередной раз посетила места выработок бывшего Тельбесского рудника, который ещё в XIX веке снабжал рудой Томский железоделательный завод, а в 1930–1940-е – Кузнецкий металлургический комбинат. В 1948 году рудник был законсервирован, с тех пор представлял интерес лишь для любителей истории, искателей экстремальных ощущений либо охотников за вторчерметом, которые в постсоветские десятилетия вывезли отсюда всё, что осталось после консервации и до чего они смогли добраться.

В последние годы остатки Тельбесского рудника всё чаще притягивают к себе туристов и краеведов. Места здесь красивые, есть на что посмотреть, ну и попутно прикоснуться к уже забытому для многих прошлому.

На этот раз команда РГО решила изучить не обследованный ими ранее участок выработок, надеясь обнаружить что-то новое для себя, желательно – ранее неизвестные ходы, ведущие вглубь рудника. И им повезло: в скалах на склоне оврага было обнаружено отверстие, своеобразный колодец около метра в диаметре, уходящий почти вертикально вниз в глубину на несколько метров.

После небольшого совещания Денис решил спуститься вниз, благо твёрдая скальная порода это позволяла. Внизу, на глубине около восьми метров, он увидел свод горизонтального хода, перегороженного завалом. Завал был не сплошной – под самым сводом виднелась щель высотой сантиметров в двадцать. Протиснувшись в эту щель и осветив пространство фонариком, Денис увидел коридор и рельсы, уходящие за поворот. Пройдя по рельсам, он обнаружил лежащую на них старую вагонетку, за которой рельсы упирались уже в сплошной завал.

Засняв вагонетку, пролежавшую в этой «капсуле времени» около восьмидесяти лет, команда Русского географического общества вернулась в Новокузнецк, где после внимательного изучения фотографий и видео специалистами-музейщиками находка была определена как уникальная: это последний известный сохранивший кузов вагонетки – из тех, что использовались на предприятиях Кузбасса в эпоху индустриализации 30-х годов и в военное время. А изготовлена она была, вполне вероятно, и вовсе до революции.

Появилась смелая идея – поднять вагонетку на поверхность и привезти её в качестве экспоната в музей-заповедник «Кузнецкая крепость». В самом начале ХХ века здесь, под крепостью, добывали уголь в шахте местного предпринимателя Якова Фамильцева. И где-то под землёй до сих пор скрыты следы выработок, породившие городскую легенду о загадочных подземных ходах из крепости в город или к реке. Поэтому вагонетка с Тельбеса смотрелась бы здесь очень органично – особенно в окружении соответствующего антуража.

Отчётливо понимали, что сделать всё с наскока не выйдет – нужна тщательная разведка и подготовка.

Спустя год, 26 сентября 2021 года, группа из трёх человек (член Совета КРО РГО Сергей Ерофеев, научный сотрудник музея-заповедника «Кузнецкая крепость» Андрей Чекалин и фотограф Андрей Мясников) выехали на место, чтобы ещё раз внимательно всё осмотреть и оценить возможность подъёма вагонетки на поверхность. Решили: «Будем поднимать!».

На подготовку ушел ещё год. Готовились серьёзно. К команде подключились руководитель регионального патриотического проекта «Вершины воинской славы» Александр Волобуев и руководитель команды волонтёров регионального патриотического проекта «Вершины воинской славы» Илья Кузьмичев.

«Рудник, пусть и заброшенный, это производственный объект, – рассказывает Сергей Ерофеев. – Студенческую молодёжь мы поначалу не приглашали, волонтёры подключились на третьем этапе, когда вагонетка была уже на поверхности, и работы шли в лесу. На стадии подъёма были задействованы только реально видевшие производство люди, чётко представляющие возможные последствия несоблюдения техники безопасности. В команде были участники с горным и альпинистским опытом, опытом работ на высоте, шахтёрским прошлым. За стропальные работы отвечал известный в нашем городе человек – капитан 2 ранга Павел Дороганов. Благодаря отличным слаженным действиям подъём осуществили без происшествий».

24 июля этого года началась непростая и уникальная многоходовая операция по вызволению вагонетки из «капсулы времени». В этот день ещё раз всё, как следует, засняли для истории и в течение нескольких часов расчистили проход в первом завале, увеличив его примерно до метра в высоту, чтобы можно было протолкнуть вагонетку.

«Мы последовательно раскапывали завал – опускали пол, расширяли эту щель, – рассказывает Сергей Ерофеев. – Перекидали за световой день несколько кубометров грунта. Андрей Чекалин работал черенковой лопатой в колодце, а мы с Александром Волобуевым – под скальным сводом коридора – со стороны вагонетки. Там с обычной лопатой не подобраться, потому работали по очереди – сапёркой».

17 сентября сделали, пожалуй, самое сложное. Вагонетку вручную протащили сквозь выкопанный проход под колодец. Было очень непросто – тесное пространство, около 250 килограмм веса и никаких механических приспособлений, вся работа делалась руками.

«Вниз спустились я, Андрей Чекалин и Дмитрий Гладышев, – рассказывает Сергей Ерофеев. – Попробовали сдвинуть кузов, – не можем. Пришлось втроём поднимать за край и кантовать вдоль рельсового пути. И всё бы ничего, но мы добросали её до места раскопа – дальше высота не позволяет. И вот один тянет снаружи, двое враскачку толкают, закрывая вагонеткой выход. А иначе никак. Думали, не протащим, но всё получилось».

А потом – подъём наверх с помощью ручной лебёдки. Это ещё несколько часов. Приехали на место в десять утра, уехали после шести вечера.

«Там масса трудностей была, – рассказывает Сергей Ерофеев. – Даже площадки ровной нет нигде – нагромождение валунов, стенка оврага и колодец вниз. И вот в таком пространстве надо было всё это провернуть подручными средствами. И желательно не повредить вагонетку».

После подъёма доразведали участок леса до ближайшей грунтовой дороги, до которой было около полукилометра.

8 октября вновь приехали на место и с помощью той же лебёдки подняли вагонетку вверх по склону оврага – от колодца до кромки леса.

5 ноября расчистили старую тропу до грунтовки от веток и кустарника и вручную на волокуше, «как бурлаки на Волге», перетащили вагонетку поближе к броду через реку Тельбес. На этом этапе к работе привлекли более десяти волонтёров регионального патриотического проекта «Вершины воинской славы». Помощь добровольцев на финальном этапе была очень важной – работа была тяжёлой и потребовала много сил. «Без волонтёров проекта и лично Ильи Кузьмичева мы бы не справились», – признаёт Сергей Ерофеев.

Последний шаг был сделан 12 ноября – вагонетку на той же волокуше подтащили к переправе, погрузили на машину и привезли в Новокузнецк.

Здесь Александр Волобуев организовал её очистку от ржавчины пескоструйным аппаратом, после чего будущий уникальный экспонат покрасят и начнут готовить к установке на территории музея-заповедника «Кузнецкая крепость»: нужно устроить площадку, решить вопрос с рельсовым путём, кареткой и колёсными парами (рядом с вагонеткой их не нашли – скорее всего их забрали ещё в 1940-е при консервации рудника).

В планах – для большей аутентичности экспоната поднять на поверхность ещё и часть рельсов, на которые и поставить спасённую вагонетку. И, конечно же, продолжить исследования на территории Тельбесского рудника дальше.

Думается, что точка здесь ещё не поставлена и поставлена будет нескоро. Кто знает, что ещё скрывает Тельбес от любопытных глаз, и какие отголоски эха истории донесутся до настойчивых исследователей в ближайшем будущем?..

Александр ШПРИНГЕР

Вернуться назад